В Краснодаре состоялся круглый стол на тему "Крым – новый сосед Краснодарского края: прогнозы и ожидания". Эксперты говорили о проблемах в транспортной инфраструктуре, колебаниях цен, туризме и партнерских отношениях двух регионов.
На круглый стол были приглашены известные в городе политологи, экономисты и краснодарские блогеры.
По словам, президента Центра прикладной социологии и политологии, кандидата политических наук Геннадия Подлесного, Крым сейчас получает такую же мощную поддержку от федерального центра, как Сочи перед Олимпиадой-2014. По мнению эксперта, полуостров имеет стратегически важное значение для Москвы, поэтому Республике Крым будут уделять больше внимания, чем Краснодарскому краю.
Эксперт обозначил целый ряд проблем Крыма: запущенность социально-экономической сферы (23 года Украина практически ничего не вкладывала, и развитие Крыма шло только через частный сектор); оторванность от материковых коммуникаций, в том числе проблемы с водой; устарелость базы санаторно-курортной сферы в целом.
– Я не имею в виду отдельные частные гостиницы (есть и объекты уровня "четыре звезды"). Но в целом этот комплекс очень устарел, – уточнил он.
Вопрос цены
Говоря о ценовом вопросе, Подлесный напомнил о присоединяющихся странах зоны евро, в которых цены в течение трех лет становились соразмерными.
– Общий тренд экономических процессов идет от слабого к сильному, поэтому ожидать, что те низкие цены, которые, согласно информационному полю, сейчас есть в Крыму (на проживание, продукты и размещение), именно инерционность, которая будет нивелирована в течение полугода. Разрыв цен, естественно, будет нивелирован хотя бы даже потому, что очереди, которые образовались на паром, говорят о сумасшедшем приросте праздного интереса туристов, бизнесменов и т.д. И на фоне этого праздного интереса мы уже видим определенную динамику спроса и цен. Цены в Крыму будут приближаться к нам, а не мы к ним, – отметил Геннадий Подлесный.
По мнению профессора КубГТУ, доктора экономических наук Александра Полиди не стоит драматизировать ситуацию, говоря о конкуренции Кубани и Крыма в сфере туризма. Он отметил, что Краснодарский край есть и остается одним из лидирующих регионов в стране.
По мнению других спикеров, уровень развития Крыма не такой низкий, как его представляют россияне.
Как отметил генеральный директор MACON Realty Group Илья Володько, сейчас в СМИ принято говорить о том, в какой разрухе находится Крым, в каком там печальном состоянии социальная сфера и курортный сектор.
– За последние пять лет я раз 5 или 6 был в Крыму. Я не видел никакой разрухи. Общий уровень развития там, безусловно, ниже. Но говорить о том, что санаторно-курортный комплекс там не развит или хуже, чем в Краснодарском крае, если мы уберем дорогие гостиницы (которые есть и в Крыму, и на Кубани), я бы не стал, – пояснил свою мысль Илья Володько.
Начальник отдела интернет воздействия ООО "Особые рекламные технологии" Алексей Донсков рассказал, что когда ездил через курортные территории Крыма – Ялту, Алушту увидел то, чего нет на Кубани.
– На крымских дорогах есть профессиональная европейская ливневка, как, скажем в Италии. А качество курортов и курортной инфраструктуры меня впечатлило. Я был в Сочи в период Олимпиады. Этот курорт даже не стоял рядом с Алуштой и Ялтой, – поделился мнением эксперт.
По мнению Ильи Володько, не стоит думать, что полуостров находится в каменном веке, Крым имеет очень неплохие возможности. Не нужно воспринимать Крым как соседа-партнера, которому нужна только исключительно помощь. Лет через 20 этот регион имеет все шансы забрать региональное лидерство.
Кроме того, в рамках круглого стола поднимали вопрос о свободной экономической зоне и игорной зоне в Крыму. По мнению экспертов, это будет место, куда люди действительно поедут. По мнению аналитиков, игорная зона в Крыму будет единственной в России, которая действительно будет конкурировать с западными.
Без транспортной инфраструктуры никуда
Также спикеры говорили о транспортных проблемах и оторванности Крыма от материковой России.
– Довеском идет большая зависимость Крыма от Краснодарского края: все, что может сейчас получить Крым – от человеческих ресурсов до материальных, – все это должно пройти через территорию Кубани. Но Краснодарский край в настоящий момент не готов к тому, чтобы обеспечивать Крым, пропуская через свою территорию и грузы, и людские ресурсы, которые необходимы республике, – высказался Геннадий Подлесный.
Он упомянул о транспортном коллапсе, который случился на майских праздниках на переправе порт "Кавказ" – порт "Крым". Этот факт, полагает эксперт, как раз подтверждает неготовность региона.
По мнению социолога и блогера Дмитрия Мирошникова, напротив – преимущество Краснодарского края состоит в том, что у региона есть инфраструктура, которая завязана на Крым.
– Авиаперевозки там (прим. ред. – в Республике Крым) развиваются ни шатко, ни валко. Большинство авиакомпаний не афишируют свое участие в этих перевозках, чтобы не попасть под международные санкции. Но только авиаперевозками Крым не связать с материком. Нужен и наземный транспорт через Краснодарский край и транспорт через пролив, – полагает Мирошников. – Сейчас нужно выстраивать транспортную инфраструктуру. В нашем регионе она страдала от недостаточной мощности и раньше. Транспортная нагрузка возрастет. Об этом нужно думать.
Паромную переправу на линии порт "Кавказ" – порт "Крым" раньше обслуживало 16 паромных рейсов в сутки. На майские праздники сделали 33 рейса. На маршруте курсируют три судна. Самое большое из них – "Николай Аксененко" (паром принимает 260 пассажиров).
Геннадий Подлесный отметил, что Крым тоже пытается помочь решить транспортную проблему и перебрасывает суда. К примеру, паром "Поссейдон-Экспресс", который будет ходить по маршруту Феодосия-Новороссийск. Он вмещает 110 большегрузных машин. Но судно тихоходное – 9 часов в пути. Кроме того, из Самары 15-15 мая должен прийти паром "Самарец", который сможет перевозить 350 человек и 40 авто.
Алексей Донсков рассказал об идее, которая сможет помочь разгрузить порт "Кавказ". Для этого временно предполагается использовать понтонную переправу через Астрахань.
– Министерство обороны смонтировали четыре понтонных парома, каждый из которых будет перевозить 20 т. (прим. ред. – по информации пресс-службы Минобороны, четыре парома обеспечат переправу до 720 т груза (каждый паром по 180 т) за один рейс). В перспективе вооруженные силы РФ могут привезти сюда 77 таких понтона, – добавил Геннадий Подлесный.
Он уточнил, что двигаться эти понтоны смогут только с помощью катетов, причем волнение моря не должно превышать трех баллов. Так что движение морского транспорта в узком горлышке Керченского пролива будет большой проблемой, пока не построят мост.
– Есть проект, согласно которому объект берется строить одна из китайских компаний. Если китайцы возьмутся, то они построят мост за три года, – прогнозирует эксперт.
По мнению Ильи Володько, в краткосрочной перспективе курорты Крыма не смогут развиваться, если не будет транспортной доступности.
– В прошлом-позапрошлом годах там отдыхало порядка 6 млн туристов. Никогда в ближайшие годы Крым не на наберет даже половины от этой цифры просто потому, что не бывает курортов, к которым невозможно добраться. Наличие одного аэропорта (прим. ред. – в Симферополе), от которого еще нужно добраться в разные стороны к побережью (от 80 км и более), – это очень мало. А то, что существующая переправа не может пропустить хотя бы части – об этом уже говорили. И это будет невозможно, пока не построят мост. Но самый оптимистичный вариант, когда его введут в эксплуатацию – 2018 год, – рассказал Илья Володько.