Бумажный авиабилет уходит в прошлое

01.02.2007

Уже в этом году любой россиянин сможет оплачивать и оформлять билеты, не выходя из дома или офиса. Исчезнет и проблема потери билета или забывчивости пассажира – достаточно будет лишь предъявить в аэропорту документ, удостоверяющий личность. Долгожданное событие произошло, благодаря Министерству юстиции РФ, которое зарегистрировало приказ министра транспорта РФ Игоря Левитина "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации".

О готовности внедрить безбумажные технологии на своих линиях на сегодняшний момент уже заявили порядка 10-ти национальных авиаперевозчиков. По прогнозам, благодаря переходу на электронный билет, российские авиакомпании сэкономят до 300 млн. долл.

Электронный билет – это провозной документ без бумажного носителя, который значительно упрощает процедуры регистрации на авиарейсы. Такие билеты применяются во многих странах мира, и отсутствие его в России долгое время было сдерживающим фактором в интеграции российских авиакомпаний в глобальный авиационный альянс.

Еще в 2004 году международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала входящим в нее авиакомпаниям к 2007 году перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. Тем не менее, все эти годы российское законодательство по-прежнему отказывалось признавать электронный билет в качестве полноценного финансового документа. Загвоздка была в том, что билет является формой отчетности, а российская налоговая инспекция не принимает к аудиту электронные аналоги. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно на бумажном носителе, кроме того, должен быть заверен соответствующим образом.

E-ticket же не существует в реальном мире, единственное его материальное воплощение – распечатанный на принтере посадочный талон. Поэтому, даже несмотря на существование системы онлайн-бронирования, российские авиакомпании были вынуждены выдавать билеты. Похожую на электронный билет услугу предлагали альянс AirUnion, Уральские Авиалинии, Трансаэро, Сибирь и Аэрофлот. Однако можно было купить билет на сайте перевозчика, но за его бумажным воплощением все равно приходилось ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту.

Между тем, удобство электронного билета признали во всем мире, в первую очередь, из-за простоты его покупки: зашел на сайт, выбрал нужные даты, оплатил с карточки и распечатал на собственном принтере посадочный талон. Вот и вся процедура. Ехать никуда не надо, нет зависимости от времени работы касс. Опять же, электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. К тому же многие авиакомпании при покупке электронного билета предлагают скидку от 5%.

Сегодня с использованием электронных билетов в США продается до 90% перевозок. Эта технология используется и на 140 европейских маршрутах. Электронные билеты уже продаются в Испании, Скандинавских странах, Польше, Словакии, Филиппинах, Таиланде. С 1 января 2007 года электронный билет вошел в обращение во всех государствах Евросоюза.

Ожидается, что к концу этого года 100% европейских перевозок будет осуществляться с использованием электронного билета. А с 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи билетов и отказывается от бумажных носителей.

В электронных билетах заинтересованы не только авиапассажиры, но и авиакомпании: снижение организационных и накладных расходов сразу дает им 5% чистой экономии. И как гласит мировая статистика, переход на электронную систему продажи билетов увеличивает прибыль компании на 2%, в основном за счет увеличения прямых продаж. Например, AirUnion с переходом на электронный билет планирует вообще отказаться от услуг офисов продаж, что позволит сократить расходы. По мнению экспертов отрасли, введение электронного билета позволит авиакомпаниям экономить 9-10 долларов с каждого билета.

Также выгодно внедрение электронных билетов туристическим компаниям, поскольку оформление таких документов экономит время и нервы как самим туроператорам, так и туристам.

До сих пор онлайн-продажи в большей степени были востребованы зарубежными пассажирами. Тому есть простые объяснения – Интернет до сих пор не является для россиян общедоступным, да и банковские карточки имеют всего 10% населения. Учитывая исконное недоверие наших сограждан к оплате услуг через Интернет, можно прийти к выводу, что новая услуга вызовет у них на первых порах вполне ожидаемое недоверие. Если банки до сих пор не смогли убедить всех и каждого в том, что карточка – это удобно, то какие же аргументы придется приводить авиакомпаниям, чтобы заставить потребителя покупать билеты через Интернет. Думая, как приучить россиянам к этой услуге, одним из способов уже называются специальные тарифы на билеты, продающиеся в Сети. Так, например, "Аэрофлот" со временем планирует ввести web-only тарифы. И другие авиакомпании уже предлагают на сайте более выгодные тарифы. У AirUnion и S7 билет, забронированный и оплаченный в интернете, обойдется пассажиру на 5% дешевле, а "Уральские авиалинии" предлагают скидку 25%.

Несмотря на все идеологические и технологические трудности по внедрению Е-билетов, со временем их бумажный аналог непременно уйдет в прошлое. И тогда единственной сложностью для пассажира останется необходимость самостоятельно разбираться в огромном количестве различных тарифов и сборов, скидок и спецпредложений.





Статьи

11.01.2007 18:10

Россияне предпочитают познавательные туры

Так что теперь особой популярностью пользуются экскурсионные туры.

15.01.2007 18:28

Болгария: на горнолыжных курортах есть снег, но нет туристов

В январе заметно снизились цены на стоимость туров в Болгарию. Из-за того, что предложение превышало спрос - соответствующий прогнозы аналитики делали еще перед началом сезона - на рынке появились билеты в Софию по 100 евро, началась даже распродажа туров на курорты.

15.01.2007 18:32

Туристам во Львове предлагают экскурсии с привидениями

Любители старины могут не только пройтись по залам древнего Доминиканского монастыря, но и встретиться с привидениями. На подготовку экскурсии - создание сценария, поиск костюмов и репетиции - потребовалось более полугода.


Вступай в клуб 5туристов.ру
узнавай самые свежие новости, получай спецпредложения только для членов клуба
{{error}}