Зимняя Олимпиада-2014 в Сочи рискует стать одной из самых дорогостоящих, если не самой дорогостоящей, в истории. Спустя чуть больше месяца с момента оглашения 5 июля решения МОК о проведении Игр в 2014 году в Сочи, организаторы Олимпиады признали, что не вписываются в первоначальный бюджет, и попросили его увеличения.
Как пишет "Независимая газета", на состоявшемся 15 августа в Сочи под руководством министра транспорта Игоря Левитина совещании Минтранса была обнародована новая цифра расходов на развитие транспортной инфраструктуры города-курорта. По словам выступавших, необходимая на эти цели сумма превысит 190 млрд. руб. и будет выделена в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие Сочи как горноклиматического курорта".
Еще месяц назад в ФЦП на эти цели закладывалось только 115,9 млрд. руб. Уже на первом заседании координационного совета по реализации ФЦП "Развитие Сочи как горноклиматического курорта", состоявшемся 14 августа, руководитель дирекции по подготовке города к Олимпиаде Владимир Афанасенков заявил о необходимости резко увеличить расходы на дорожное строительство. По его словам, "для решения транспортной проблемы необходимо строительство восьми транспортных развязок, две из которых учтены в федеральной целевой программе, а пять не учтены ни в одной программе, но совершенно необходимы". На это дополнительно требуется 15 млрд. руб. И это лишь одна статья расходов, которую придется увеличивать.
Как пишет издание, составители первоначального бюджета сочинской Олимпиады могли не учесть еще массу необходимых трат, например на расселение всех подпадающих в зону олимпийской застройки домов и выкуп участков, услуги адвокатов для представления позиции организаторов Олимпиады в судах и тому подобные расходы. Кроме того, по ходу меняются и сами планы олимпийской застройки и предолимпийского благоустройства Сочи, что также потребует дополнительных денег. Теперь восполнять эти пробелы придется специальной госкорпорации, о создании которой до конца года было объявлено на заседании координационного совета. Она же возьмет на себя контроль за расходованием финансовых средств.
Напомним, что на подготовку Сочи к зимней Олимпиаде-2014 запланировано выделить 316,8 млрд. руб., то есть более 12,5 млрд. долл., в том числе из федерального бюджета - 188,7 млрд. руб. До этого самая дорогая зимняя Олимпиада - в Нагано в 1998 году - обошлась устроителям как раз в 12,5 млрд. долл. В рамках ФЦП предполагается реализовать 170 мероприятий. Наиболее затратные - создание современной инфраструктуры. Намечено строительство 200 км новых дорог и железнодорожных путей, транспортных развязок, современного аэровокзального комплекса с пропускной способностью 4 млн. пассажиров в год, прокладка 700 км волоконно-оптических сетей, увеличение энергетических возможностей региона в два раза и другие капиталоемкие затраты.
При этом бюджет Олимпиады уже значительно вырос по сравнению с первоначальными расчетами. Год назад член заявочного комитета по проведению Олимпиады в Сочи Андрей Серпилин уверял, что для подготовки инфраструктуры Сочи к Олимпиаде-2014 будет достаточно от 3 до 5 млрд. долл., из которых как минимум 1 млрд. долл. выделит Международный Олимпийский комитет.
Крупных дополнительных расходов, уверен руководитель аналитического департамента юридической фирмы "Вегас лекс" Максим Черниговский, потребует снос незаконно построенной недвижимости, а также старого и ветхого жилья.
"Сколько денег придется потратить на юридическую "расчистку" местности, трудно представить. Сочи застраивался без единого градостроительного плана, с грубыми нарушениями экологического законодательства", - отмечает эксперт.
По его словам, только на снос старых пятиэтажек, мешающих строительству олимпийских объектов, по предварительным оценкам, потребуется около 35 млрд. руб.
"Эти деньги не заложены в ФЦП, и что с этим делать, четкого представления нет", - говорит специалист. Возможно, будет создан резервный фонд для финансирования таких непредвиденных расходов.
Возможны и другие непредвиденные масштабные траты. Экологи, например, требуют переноса санно-бобслейной трассы за черту национального парка. Если они добьются своего, трассу могут проложить по территории с жилой застройкой и частным владениям, что потребует дополнительных расходов на их выкуп. Новые затратные идеи генерирует и глава МЭРТа Герман Греф. В частности, министр предложил полностью преобразить облик города.
"Мы не можем построить гетто, окруженное забором, для Олимпиады, а вокруг у нас будет Шанхай с развешенным бельем", - заявил Греф. Министр не уточнил, что он имеет в виду и во сколько это обойдется олимпийскому бюджету.
Ранее сообщалось, что координационный совет по реализации ФЦП развития Сочи принял предложения экологов по созданию рабочей группы для рассмотрения альтернативных мест для размещения двух олимпийских объектов. В тоже время, Греф заявил о том, что кардинальных имений в расположении олимпийских объектов уже не будет.
Стоит отметить, что против программы "Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006-2014 годы", по которой город готовят к проведению Олимпиады, не раз выступали экологи, а также ряд общественных и политических организаций и часть жителей Сочи.
После принятия МОК решения о проведении Олимпиады в Сочи протесты экологов еще более активизировались. Российские экологи заявляют, что своим решением МОК проигнорировал многочисленные заявления экспертов о недопустимости обширной застройки спортивными объектами буферной зоны Кавказского биосферного заповедника, взятого под защиту ЮНЕСКО, и Сочинского нацпарка, особенно заповедного Грушевого хребта.
Исходя из этого, "Гринпис России" сразу после оглашения результатов голосования в Гватемале заявил, что МОК наравне с российским правительством несет полную ответственность за ущерб объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ". Экологи заявляют, что намерены добиваться пересмотра решения МОК о проведении Олимпиады в Сочи.
Экологи Юга России продолжают работать над тем, чтобы решение Международного Олимпийского Комитета (МОК) по выбору места проведения Зимней Олимпиады 2014 года было изменено и надеются на успех. И главное, с чем они связывают свои надежды, сторонников переноса места проведения игр немало.