Описание «Тарханкутский маяк»
Тарханкутский маяк находится на мысе Тарханкут, который является самой западной оконечностью Крымского полуострова. Возведенный в 1816 году, маяк одновременно является уникальным памятником архитектуры и функциональным навигационным сооружением. Посещение Тарханкутского маяка включено во многие экскурсионные маршруты.
Древнее название мыса Тарханкут — Эски-Форос, - в буквальном переводе означает "Старый маяк". Этот факт свидетельствует о том, что уже в глубокой древности на мысе могло существовать простейшее маячное сооружение, указывавшее путь мореплавателям. Маяк начал свою работу 16 июня 1817 года, его строительство продолжалось три года. В то время сооружение представляло собой каменную коническую башню высотой 36 метров, увенчанную десятиугольной деревянной площадкой для фонаря высотой свыше трех метров. С нижнего этажа наверх вела винтовая чугунная лестница, состоящая из 142 ступенек и нескольких площадок. Маяк давал свет благодаря английскому катоптрическому осветительному аппарату из 15 ламп с рефлекторами. Горючим для лампы служило сурепное масло.
Кроме башни маячный комплекс дополнялся жилыми домами для смотрителя и работников маяка, и складскими помещениями. Обслуживала Тарханкутский маяк команда из 11 матросов, возглавляемая смотрителем (отставным морским офицером). Также здесь работали нескольких телеграфистов и служителей.
В 1824 году маяк реконструировали, сделав лампу подвижной — она стала вращаться вокруг своей оси. В конце XIX века масляный осветительный прибор заменили на керосиновый и увеличили мощность линз. Два десятилетия спустя на маяке установили самый современный и мощный на Черноморском побережье диоптрический осветительный прибор, освещавший сектор между мысами Прибойный (Кара-Мрун) и Урет. Дальность освещения составляла до 12,4 миль. Несколько позже при маяке оборудовали телеграфную станцию для передачи поступающих с проходящих судов сигналов.
В конце XIX века работа маяков сопровождалась своими нюансами. Например, из-за накапливающегося на фитилях лампы нагара, маяки приходилось чистить дважды за ночь. При этом свет гасили на 10-15 минут, что часто становилось причиной кораблекрушений. Благодаря стараниям сотрудника дирекции маяков Черного и Азовского морей капитана Селезнева, была изобретена лампа, позволяющая проводить очистку фитиля при работающем свете. Первые ее испытания прошли именно на Тарханкутском маяке в 1881 году. Также здесь начала действовать первая на Черном и Азовском морях сирена для противотуманных сигналов, приводимая в действие сжатым воздухом. А в 1934 году маяк на мысе Тарханкут одним из первых на Черном море был оборудован радиомаяком с дальностью действия 300 км.
В настоящее Тарханкутский маяк представляет собой отдельный маячный комплекс 1-го класса с дальностью светового сигнала 17 морских миль, а звукового - до 1 мили. Он также включает станцию радионавигационной системы среднего радиуса действия. Брат "близнец" Тарханкутского маяка действует в Херсонесе.
Как уникальный исторический памятник архитектуры и действующий технический музей, маяк неизменно вызывает интерес у туристов и отдыхающих. Экскурсия на Тарханкутский маяк позволяет ближе познакомиться с внутренним устройством маячного комплекса. С высоты башни маяка открывается захватывающий вид на побережье Тарханкута.
Контакты
Адрес:
Крым, Черноморское, МаякАдрес в Интернете:
https://otdih.nakubani.ru./tarhankutskiy-mayak/